Четверг, 21.11.2024, 18:22
сайт воспитателя ДЮГАНОВОЙ ЖАННЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

 Мнемотехника

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
dyuganovazhanna
Друзья сайта

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 4-5 лет»

В настоящее время все чаще у детей дошкольного возраста наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.

В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приемов, развития речи детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Наиболее трудный вид монологической речи - это описание. Здесь поможет мнемотехника.

Например, чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицунадо:

1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.

2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.

3. Привести пример описания.

4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Успешность составления рассказа - описания зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта.

В средней группе мы постепенно подводим детей к составлению небольших самостоятельных рассказов – описаний и продолжаем обучать детей пересказу литературных произведений.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы«Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»«Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег?»; «А погода, какая?»«Как оделись дети?»«Чем они занимались на улице?»«По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз.

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Т. е. Алгоритм работы по пересказу литературного произведения, следующий:

-Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

-Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

-Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

-Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

-Коллективный пересказ.

-Самостоятельный пересказ текста.

-Анализ самостоятельных пересказов детей.

Огромную роль в речевом развитии ребенка играет поэзия. Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В среднем возрасте увеличивается объем стихотворения. Они становятся более сложными по содержанию и форме.

Принцип построения мнемотаблицы для заучивания стихов остается прежним, но картинки также становятся более схематичными, не всегда цветными, и зачастую предложенными детьми. Заучивания стихов с использованием мнемотехники происходит по следующему алгоритму

Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:

1. Выразительно прочитать стихотворение.

2. Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Таким образом, применение технологии мнемотехники в среднем возрасте приводит к накапливанию определенного запаса слов, который содержит все части речи; к овладению ребенком основными грамматическими формами. Развиваются сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных. В речи отражаются различные связи, выраженные через союзы.

Происходит совершенствование диалогической и монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и начальными элементами творческого рассказа. Можно сказать, что Использование мнемотехники является одним из самых эффективных методических приемов при формировании связной речи дошкольников.